1
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и
дополнительного образования объединяя все виды деятельности младших
школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования,
развития, воспитания, социализации.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой
ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая
обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой
момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять
в свободное от обучения время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах. позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание
условий для воспитания и социализация духовно-нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности:
вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность;
обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся;
создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование.
сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной
деятельности;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
создание условий для эффективной реализации образовательных программ
различного, реализуемых во внеурочное время;
организация информационного сопровождения внеурочной деятельности;
совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной
деятельности обучающихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
опора на традиции, положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
2
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
доступность и наглядность;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Данные принципы определяют способы организации внеурочной
деятельности в школе:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным
направлениям программы духовно нравственного развития, воспитания
обучающихся;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования;
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классах
являются:
запросы родителей, законных представителей обучающихся;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребѐнка.
План внеурочной деятельности
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в
образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности – это документ, который определяет состав, и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за 4 года
обучения), для обучающихся на ступени основного образования (до 1750 часов за 5
лет обучения), для обучающихся на ступени среднего образования (до 700 часов за 2
года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного
учреждения.
Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная
модель строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями
дополнительного образования детей.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые на
базе школы);
программы учреждений дополнительного образования.
классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры,
конкурсы, соревнования, выставки и т.д.);
учебный план образовательного учреждения (факультативы);
работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией
(социальные педагог, библиотекарь, педагог-психолог).
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям
развития
3
личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в еѐ 9 видах:
игровая деятельность;
познавательная
деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая
деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность
Общекультурное направление:
• культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты;
• концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8
марта, 23 февраля, День рождения класса);
• кружки художественного творчества («Творческая мастерская»);
• праздничное оформление школы и класса (конкурс «Новогодняя сказка»,
«Уютный класс»);
• Дни открытых дверей в школе.
Духовно-нравственное направление:
• беседы;
• игры нравственного и духовно - нравственного содержания;
• творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок,
творческих работ);
• экскурсии в городской музеи, выставки;
• организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок
Осени», «Новогодняя игрушка», «Наша армия родная стережет покой страны»);
• праздники («День матери», Новый год);
• кружки («Театральная студия»)
Спортивно – оздоровительное направление:
• спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные
мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья;
• физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок
4
на свежем воздухе;
• плавательный всеобуч;
• оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей.
Среднее количество часов на внеурочную деятельность
Направления
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
1
клас
с
1
2 3 класс
4
класс
класс
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Общеинтеллектуально
е
Общекультурное
Социальное
1
Итого
2
1
1
2
4
4
9
10
11
1
1
1
1
1
2
2
2
3
3
3
9
10
11
1
1
1
1
1
4
3
4
Часы дополнительного образования
Направления
внеурочной
деятельности
Физкультурноспортивное
художественное
1
2
3
4
5
6
2
1
1
1
2
2
7
8
1
техническое
1
естественнонаучное
1
1
2
1
2
2
Туристкокраеведческое
Социальнопедагогическое
Итого
2
1
1
2
2
2
Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребѐнка благодаря его участию в том или ином
виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трѐм уровням, каждому уровню результатов внеурочной
деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно
близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно
простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми
сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не
обеспечивает
повышения
качества
и
эффективности
деятельности
5
6
7
Класс
Уровень
результатов
Содержание
Способ достижения
1-2
Первый
уровень
результатов
Достигается во взаимодействии
с учителем как значимым
носителем положительного
социального знания и
повседневного опыта «педагог - ученик»
3
Второй
уровень
результатов
Приобретение учащимися
социального знания (об
общественных нормах,
устройстве общества, о
социально одобряемых и
неодобряемых формах
поведения в обществе и т.д.);
понимание социальной
реальности и повседневной
жизни
Получение школьником опыта
переживания позитивного
отношения к базовым
ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к
социальным реальностям в
целом
4
Третий
уровень
результатов
Получение школьником опыта
самостоятельного
общественного действия
Достигается во взаимодействии
школьников между собой на
уровне класса, школы, т.е. в
защищенной, дружественной
просоциальной среде, где он
подтверждает практически
приобретенные социальные
знания, начинает их ценить (или
отвергать) - «педагог – ученикколлектив»
Достигается во взаимодействии
школьника с социальными
субъектами, в открытой
общественной среде – «педагог
– ученик – коллектив –
общественная среда»
Возможные
формы
деятельности
Беседа
Дебаты,
тематический
диспут
Проблемноценностная
дискуссия с
участием
внешних
экспертов
8