1 Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития у обучающихся интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, создание условий для воспитания и социализация духовно-нравственной личности. Задачи внеурочной деятельности: вовлечение обучающихся в разнообразную внеурочную деятельность; обогащение и расширение культурно-нравственного уровня обучающихся; создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование. сотрудничество с социальными институтами в целях организации внеурочной деятельности; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; создание условий для эффективной реализации образовательных программ различного, реализуемых во внеурочное время; организация информационного сопровождения внеурочной деятельности; совершенствование материально-технической базы для организации внеурочной деятельности обучающихся. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; опора на традиции, положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка; 2 сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности; доступность и наглядность; целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; включение ребенка в систему коллективных творческих дел по основным направлениям программы духовно нравственного развития, воспитания обучающихся; использование ресурсов учреждений дополнительного образования; Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных классах являются: запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребѐнка. План внеурочной деятельности В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении используется план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности – это документ, который определяет состав, и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за 4 года обучения), для обучающихся на ступени основного образования (до 1750 часов за 5 лет обучения), для обучающихся на ступени среднего образования (до 700 часов за 2 года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Для организации внеурочной деятельности выбрана базовая организационная модель строящаяся на основе взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность осуществляется через: дополнительные образовательные программы (кружки и секции проводимые на базе школы); программы учреждений дополнительного образования. классное руководство (экскурсии, походы, классные часы, праздники, игры, конкурсы, соревнования, выставки и т.д.); учебный план образовательного учреждения (факультативы); работу педагогических работников в соответствии с должностной инструкцией (социальные педагог, библиотекарь, педагог-психолог). Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития 3 личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в еѐ 9 видах: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность Общекультурное направление: • культпоходы в музеи, библиотеки, выставки, концерты; • концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы (День учителя, 8 марта, 23 февраля, День рождения класса); • кружки художественного творчества («Творческая мастерская»); • праздничное оформление школы и класса (конкурс «Новогодняя сказка», «Уютный класс»); • Дни открытых дверей в школе. Духовно-нравственное направление: • беседы; • игры нравственного и духовно - нравственного содержания; • творческая, художественная деятельность детей (конкурсы рисунков, поделок, творческих работ); • экскурсии в городской музеи, выставки; • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей «Подарок Осени», «Новогодняя игрушка», «Наша армия родная стережет покой страны»); • праздники («День матери», Новый год); • кружки («Театральная студия») Спортивно – оздоровительное направление: • спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья; • физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок 4 на свежем воздухе; • плавательный всеобуч; • оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей. Среднее количество часов на внеурочную деятельность Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Духовно-нравственное 1 клас с 1 2 3 класс 4 класс класс 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 Общеинтеллектуально е Общекультурное Социальное 1 Итого 2 1 1 2 4 4 9 10 11 1 1 1 1 1 2 2 2 3 3 3 9 10 11 1 1 1 1 1 4 3 4 Часы дополнительного образования Направления внеурочной деятельности Физкультурноспортивное художественное 1 2 3 4 5 6 2 1 1 1 2 2 7 8 1 техническое 1 естественнонаучное 1 1 2 1 2 2 Туристкокраеведческое Социальнопедагогическое Итого 2 1 1 2 2 2 Предполагаемый педагогический результат плана внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребѐнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трѐм уровням, каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует ряд образовательных содержательно и структурно близких форм. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности 5 6 7 Класс Уровень результатов Содержание Способ достижения 1-2 Первый уровень результатов Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта «педагог - ученик» 3 Второй уровень результатов Приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); понимание социальной реальности и повседневной жизни Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом 4 Третий уровень результатов Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) - «педагог – ученикколлектив» Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде – «педагог – ученик – коллектив – общественная среда» Возможные формы деятельности Беседа Дебаты, тематический диспут Проблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертов 8