Положение о наставничестве

2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи
молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового
ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:









привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закреплении
учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;
адаптация по корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к
выполнению обязанностей учителя;
удовлетворение потребностей молодых специалистов в получении знаний о новейших
достижениях в области педагогических технологий, передовом отечественном и зарубежном
опыте;
минимизация периода адаптации и профессионального становления молодых специалистов.

3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и руководители учебновоспитательных центров, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель учебно-воспитательного центра подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и
готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической
деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не
менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не
более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях учебно-воспитательных центров,
согласовываются с заместителем директора учебной работе и методистом, утверждаются на
заседании Методического совета.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и
молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета
приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник
прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.5. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения
молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного
учреждения:



впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в
образовательное учреждение по распределению;







выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей
требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми
практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).

3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:





увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач
молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом
контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из фонда
надбавок и доплат образовательного учреждения. За успешную многолетнюю работу наставник
отмечается директором ОУ по действующей системе поощрения.

4. Обязанности наставника
Наставник должен:

















знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития
педагога с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и
профессиональной подготовки по предмету;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности,
круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми
к учителю – предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и
техники безопасности);
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение
молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом карту профессионального развития
педагога; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать
работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;




вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического
объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Обязанности молодого специалиста
5.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании
Методического совета с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается
приказом директора.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:









изучать ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты,
определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы и
функциональные обязанности по занимаемой должности;
разработать и осуществлять работу по карте индивидуального профессионального развития,
согласованную с наставником и представленную на заседании учебно-воспитательного
центра;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем учебновоспитательного центра.

6. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:









вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по
ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в
случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм
профессиональной этики;
требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Руководство работой наставника
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста.
7.2. Методист обязан:




представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным
за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником
и молодым специалистом;






организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.

7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут
руководители учебно-воспитательных центров.
Руководитель учебно-воспитательного центра обязан:






рассмотреть на заседании учебно-воспитательного центра индивидуальный план работы
наставника, карту индивидуального профессионального развития (КИПР) молодого педагога;
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании учебно-воспитательного центра отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их на заседании Методического совета.

8. Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:







Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

настоящее Положение;
приказ директора ОУ об организации наставничества;
планы работы педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных
центров;
карты индивидуального профессионального развития молодых педагогов;
протоколы заседаний педагогического совета, методического совета, учебно-воспитательных
центров, на которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».